psikhologiya (psikhologiya) wrote,
psikhologiya
psikhologiya

Categories:

Системный кинозал. «Айрис». Любовь - сознание того, что кто-то кроме нас реален


Когда его жена умерла, Джон Бейли, профессор английской литературы, писатель и художественный критик, написал о ней книгу. Для него его Айрис была всей жизнью, а для мира – одним из лучших романистов ХХ века, философом и классиком современной литературы, Дамой Британской империи.

В 2001 году эту книгу экранизировали, и фильм «Айрис» получил множество премий, включая Оскар, Золотой глобус и BAFTA. Эта кинолента задает больше вопросов, чем дает ответов. Но их можно получить, взглянув на фильм сквозь призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Айрис Мердок. Поиск ответов

Люди не знают, зачем живут, почему поступают так или иначе. Они лишь думают, что живут осознанно, но к действиям их толкают далеко не всегда осознанные мысли и желания. Люди даже говорить об этом не могут – их слова остаются лживыми, скрывая правду от них самих. «Сосредотачиваясь на человеческих чувствах, понимаешь – описать их невозможно, потому что их причина неизвестна».

Этой идеей Айрис Мердок открывает свою литературную карьеру, описывая «сеть» взаимного непонимания и эгоизма, затягивающего человека в хаос бытия. И причины его не понять и не описать словами – не забраться «Под сеть». Роман с этим названием сегодня значится в списке 100 непревзойденных романов столетия.

"Я придумываю все до того, как начинаю писать. Даже диалоги. Я не начинаю писать новую вещь до того, как продумаю ее абсолютно."*

Айрис Мердок не сразу посвятила себя литературе – она работала в министерстве финансов, преподавала философию в Оксфорде, состояла в коммунистической партии и искала... Искала долго и тщательно, до конца жизни. Поиски смысла человеческих поступков и взаимоотношений, так характерные звуковому вектору, которым обладала писательница, не отпускали Айрис, и она оставила в наследие человечеству 26 романов и множество философских очерков. В них Мердок пыталась раскрыть устройство отношений в обществе, предлагая разные идеи происхождения человеческих действий и мироощущения.

Погруженная в себя интеллектуалка Айрис Мердок скептически относилась к своему успеху и не считала себя великой писательницей. По-звуковому чувствуя общую тенденцию ухода в небытие гениев-одиночек, делающих прорывы в науке и литературе, она утверждала, что образы и мысли ее работ уже не повлияют на человечество так, как это случалось с литературой позапрошлого века. И она не ошибалась – эволюция человеческой мысли достигается сегодня исключительно коллективным трудом.

От романа к роману смысловые конструкции сюжета усложняются, автору хочется показать разных людей в необычных ситуациях, рассматривая затем отношение к случившемуся каждого участника. Ее произведения становятся многоуровневыми, глубокими. На экваторе своей литературной карьеры Айрис пишет роман «Черный принц», ставящий, пожалуй, самое большое количество открытых нравственных вопросов, что обусловило его высокую популярность у русского читателя.


Айрис Мердок: «Брак – это долгое плавание в тесной каюте»


Далеко не всем Айрис позволяла читать свои романы до их отправки редактору. Особое доверие и особые чувства в ней вызвал только один человек, в браке с которым она прожила 40 лет.

Ее жизнь была непонята многими, и фильм о ней лишь обострил это непонимание. Не зная характера ее внутреннего поиска, ощущения единственности в звуковой работе над познанием окружающего мира, сложно понять ту любовь, которой любили друг друга кожно-звуковая Айрис и анально-зрительный Джон.

Фильм «Айрис» – история о любви, о человеческой жизни и работе, о последних годах, омраченных тяжелой болезнью. Все переплетено и взаимообусловлено. Ведь мы помним только то, что стало для нас счастьем. Для Айрис это была литература, любовь и совместное плавание с мужем. К этому трогательному увлечению супруги относились с большой теплотой.

Брак звуковой женщины и зрительного мужчины – всегда неравный. Тут доминирующая роль (обычно отводящаяся мужчине) оказывается у женщины, так как в квартели информации доминирует звуковой вектор, а зрительный лишь следует за ним, не всегда разбираясь в глубоких абстракциях.

Обладателю звукового вектора свойственно искать первопричины, он все свое время посвящает смыслам и осмыслению, тогда как зрительный человек сосредоточен на чувствах и эмоциях, главная его ценность – любовь. Для звукового человека этого всегда будет мало.


Джон Бейли признавал и восхищался умом и успехом своей супруги. Он не пропускал ни одной ее лекции, отмечая особое внимание к ней слушателей, которым сам он избалован не был. К работе Айрис муж относился с долей обожествления: в их жизни ее романы были прежде его критических эссе. Джон чувствовал, что у Айрис есть свой особый, неведомый окружающим мир, в котором она мыслит и проживает свою, отдельную от этого мира, жизнь. И ему нет туда доступа.

Звуковой Айрис, мечущейся в своей вселенной и ищущей опору для нематериальных желаний, бессознательно приходилось тяжело рядом с человеком, ограниченным пониманием лишь этого мира и его проявлений. И, по-кожному легко меняя партнеров, она искала утешения в объятиях других мужчин.

Это случалось ненадолго – не почувствовав пересечения пространств двух звуковых миров, Айрис легко бросала любовников и возвращалась к мужу, чувствуя надежное мужское плечо и поддержку. Муж прощал ей все похождения – до и во время него. Ведь она уже объяснила ему, что любовь это не секс, а секс ничего не значит для того, кто ищет настоящие чувства. А все настоящее у нее – с ним. И он по-зрительному чувствует это, зная, что она поделится с ним своими мыслями и образами, и первым читателем станет только он. Пусть даже не умея понять и разделить с Айрис все беспокоящие ее вопросы, которыми она задается в своих романах.

«Да, решающая проверка — насколько тебе нужно, чтобы человек всегда был рядом. Это — точная мера, это важнее, чем страсть или восхищение, или любовь»

В отличии от многих звуковиков, Айрис не страдает от одиночества, она окружена любовью всегда ждущего ее Джона и чувствует в нем постоянную поддержку. Это дает толчок к хорошему звуковому сосредоточению в работе все 40 лет их общей жизни.

Природный брак мужчины с анальным вектором и женщины с кожным обеспечивает им страсть и влечение, на долгие годы «зацементированное» родством интересов в верхних векторах. В этом браке не случилось детей. Они бы всерьез изменили ход жизни этой пары и отвлекли бы Айрис от звукового сосредоточения и лишили бы Джона части ее внимания. Его беспокоило это, как любого зрительника, эгоистически требующего внимания к своей персоне. Потому он оказался против идеи Айрис завести детей.


«Как узнать, что мы сошли с ума?
Наверное, другие люди должны нам об этом сказать…»

Чуткий и преданный супруг всем сердцем любил свою жену и не бросил ее, когда она заболела. До последнего он верил, что она напишет еще свой следующий роман. Ведь, несмотря на утверждения врачей о том, что мозг больше не может нормально функционировать, она все еще обращалась к нему, признавалась в любви и, кажется, мыслила.

До последнего момента муж Айрис пытался приблизиться к тому скрытому звуковому миру, в котором она жила, не подпуская к ней даже горничную и пытаясь следить за ней в одиночку. Но в конце концов он осознал всю тщетность своих попыток. В своей, такой далекой от него вселенной, она была не доступна. Впервые в жизни появилось что-то, что сумело увести ее у мужа, и это была болезнь Альцгеймера, битва с которой оказалась проиграна.

«Счастье – это совершенно обыденное состояние сознания, захваченного делами, полного жизни и не озабоченного самим собой.»

Фильм «Айрис» наполнен сочувствием и безграничной печалью о человеческих страданиях из-за неизлечимой болезни. Но как бы ни было тяжело в конце, жизнь этих двоих людей была счастливой, наполненной реализацией и любовью. Любовью Джона к Айрис, верящего только в нее и оставшегося с ней до последнего. И ее любовью к Джону, без которой мир лишился бы многих лучших романов ХХ века. Последними осмысленными ее словами оказались именно эти: «Я люблю тебя».

* - выделенные курсивом цитаты – слова Айрис Мердок

Автор Ольга Мезенцева

Статья написана с использованием материалов тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:


Как избавиться от страха во время беременности: мам, не парься
Как перестать кричать на ребенка и винить себя
Как победить страх и стать собой

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Tags: звуковой вектор, зрительный вектор, системно-векторный психоанализ, системный кинозал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments