psikhologiya (psikhologiya) wrote,
psikhologiya
psikhologiya

Categories:

Случайная находка. Почему мама не говорила нам о войне?


1966 год, 13 сентября. Комната в коммунальной квартире. На тахте спят две девочки. Раннее утро. В комнату без стука входят две женщины. Старшая девочка узнаёт их – они работают с мамой в Горкоме КПСС.

«Девочки, вашей мамы больше нет…»

Что происходило после этих слов, память не раскрывает до сих пор. Но у девочек начался совсем другой период жизни – без мамы. Старшей через 17 дней исполнилось 16, а младшей на ту пору было всего 8 лет.

Это наша с сестрёнкой история, но рассказ пойдёт не о том, как трудно жить без матери. Это история о войне, на которой была наша мама. И о том, почему об этом мы узнали только после её смерти.


ПАПКА С ПИСЬМАМИ


Ушедшие люди всегда что-то оставляют в мире живых. Невысказанное вслух бесследно растворяется в пространстве, а вот фотографии, письма, документы - это молчаливые свидетели, которые многое могут рассказать.

Перебирая мамины вещи, я обнаружила запрятанную глубоко в шкафу картонную папку. Я никогда не видела, чтобы мама её доставала и что-то в ней рассматривала. В тот момент любопытство было, наверное, самым сильным чувством, к которому примешивался душевный трепет…

В папке были документы, какие-то справки, несколько фотографий и письма. Письма были без конвертов. Зная о том, что чужие письма читать нельзя, но понимая, что мне необходимо их прочесть, я их прочитала. Это были письма с фронта. И, как я предположила – на фронт. Одно письмо, единственное, было свёрнуто треугольником.

Оно было от человека, очевидно, близко знавшего и маму, и того, о ком было написано, что он погиб в разведке. Стиль письма – суровый, выдержанный, пропитанный ненавистью к фашистам - меня потряс!

Так я узнала, что мама была на фронте.

Вопрос о том, почему она ничего не рассказывала, возник у меня много позже. Тогда же это было очень яркое переживание, о котором почему-то я никому не могла рассказать. Как будто сама хотела сохранить всё в тайне, как мама.

ПИСЬМА ИСЧЕЗЛИ, ВОПРОС ОСТАЛСЯ


За 50 лет много событий произошло в нашей жизни. Перестановки, переезды, ремонты, замужества…


Письма, эти свидетели прошлого, каким-то образом исчезли. Остались только документы и фотографии. И ещё остался вопрос – почему мама никогда, ни единым намёком не говорила о войне?

В ПОИСКАХ ОТВЕТА


Почему-то чем дальше от события, тем более глубоко его понимаешь. Может быть, это связано с тем, что, взрослея, мы начинаем иначе воспринимать происшедшее. Пройдя определённые жизненные этапы, вдруг осознаём глубину страданий наших родителей и проникаемся к ним тем благоговейным чувством благодарности и любви, которого им так не хватало когда-то. Но уже не можем это чувство выразить им лично.

Те, кто родился после войны и в 50-е годы, уже стали бабушками и дедушками. И если их спросить, рассказывали ли им родители о войне, думаю, не все ответят утвердительно.

В этой статье попробую взглянуть на события, происходившие в жизни моей семьи и в истории нашей страны в военные и послевоенные годы, с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

СКРЫТОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ


Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что все проявления человека в жизни, его желания, мысли, поступки определяются врожденным набором психических свойств или вектором. Всего есть восемь векторов: четыре нижних (кожный, анальный, уретральный, мышечный) и четыре верхних (звуковой, зрительный, оральный, обонятельный).

Менталитеты народов определяются нижними векторами.


Системно-векторная психология объясняет, что на территории нашего государства сформировался уретрально-мышечный менталитет, который объединяет народ в единое целое.

Свойства уретрального вектора – это альтруизм, чувство ответственности за общество, справедливость и милосердие. В соединении с мышечным вектором он ментально задает народу, являющемуся носителем такого миропонимания, мощную силу и сплочённость, готовность к защите своей Родины любой ценой и стремление жить и трудиться ради светлого будущего следующих поколений.

Готовность нашего народа жертвовать собой во имя высокой цели противопоставляется тем, кто приходит на чужую землю завоёвывать и убивать. И у пришельцев нет никаких шансов!

Прошедшие огненное испытание люди после войны были заняты восстановлением разрушенного. Они строили новое счастливое будущее для своих детей. Они жили им. Для уретрального вектора характерна эта нацеленность на будущее. И оглядываться назад, рассказывать о пережитом мог не каждый. Это зависело от векторального набора человека, то есть от его психических свойств.

Более обращены в прошлое люди с анальным вектором, для которых прошлый опыт является ценностью. Вот почему они становятся историками, учеными, экспертами, учителями. Они любят вспоминать былые дни. Именно они больше всего обращаются к опыту войны как к материалу для изучения, из которого можно извлечь какие-то уроки и преподать их будущим поколениям.


Менее склонны возвращаться назад люди с кожным вектором. Они сдержанны по своей натуре, живут настоящим. Именно их инженерный склад ума помогал отстраивать разрушенное после войны хозяйство.

Лекции Юрия Бурлана раскрывают не только закономерности проявления свойств отдельного человека, но и связи его жизни с политическими и социальными процессами, происходящими в мире. Каким бы ни был человек по своим врожденным свойствам, ментальная надстройка оказывает на него свое влияние.

ВСПОМНИТЬ И ПОНЯТЬ


Дороги Великой Отечественной Войны… Каждый прошедший по ним хранит незабываемый след в душе. Выбор каждого – рассказать или хранить пережитое в тайниках своей души, наверное, был обоснован. Обстановка того времени диктовала сдержанность. А уж наши люди умели быть сдержанными и целеустремлёнными! Это они восстановили страну, это они, не вынося свою боль на всеобщее обозрение, строили для нас счастливое будущее.

И молчали по разным причинам. Не желая вспоминать, потому что больно переживать вновь потери, а может быть, уберегая нас, детей, от самого страшного, что только может быть. Сохраняя нас ценой своего изболевшегося сердца. Себя не жалея… И это тоже особенность русского человека – не думать о себе, а думать о ближнем в первую очередь.

МАМА


Сохранившиеся документы рассказали сухими цифрами о призыве по указу от 22 июня 1941 года. Карельский фронт – 11.1941 г. – 01.1945 г., 3-й Украинский фронт - 01.1945 г. – 07.1945 г.


Армейский полевой госпиталь № 2765, Сортировочный эвакогоспиталь № 1439. Медицинская сестра. Военное звание – младший сержант. Справка о том, что мама действительно принимала участие в Великой Отечественной войне с 26 ноября 1941 г. по 9 мая 1945 г. И одна фотография военного времени.

Наша мама не совершила подвигов на войне, за которые была бы награждена боевыми орденами. Она делала, может быть, не самую главную работу на войне. Но она делала все, что могла и умела. Даже из самых маленьких вкладов в общее дело и была сложена наша Победа!

А вполне возможно, что мы не знаем в полной мере, как всё было на самом деле. Ведь в детстве я мельком слышала от кого-то, что у мамы была контузия, поэтому она и болела.

И хотя нашей мамы нет с нами уже пятьдесят лет, каждый раз, разглядывая маленькое военное фото, на оборотной стороне которого знакомым маминым почерком написано: «Венгрия, г. Кол… (разобрать не могу полностью), 10 апреля -45 год, в парке», чувствовала глубокое сожаление, что ничего не знаю и ничего никогда не смогу узнать.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана оказалась тем знанием, которое дало глубинное понимание этой ситуации. Появилась возможность понять ушедшего человека объёмно, раскрыв причинно-следственные связи. А значит, и оправдать его всем сердцем, освободив себя от гнёта недосказанности и недолюбленности.


Можно ошибаться, определяя вектора давно ушедшего человека. Да и есть ли в этом какой-то смысл? Для нас с сестрой это означает – понять, какой была наша мама. Звуковой вектор объясняет её немногословность и погружённость в свой внутренний мир, куда не были допущены даже мы, её дочери. Человек со звуковым вектором в большей степени сосредоточен на своих мыслях, состояниях, потому что главное его желание – познание себя и смысла жизни.

Перед войной мама окончила полный курс политико-просветительной школы в Ленинграде. В воспоминаниях она осталась не очень разговорчивой, не делилась с нами своими чувствами. Но могла одной фразой направить в нужное русло.

Так, однажды наши соседи отмечали какой-то праздник и допоздна пели песни и плясали. А я, ещё девочка, не могла уснуть и вслух злилась на них. Мама тогда мне просто сказала: «А ты слушай музыку!» Эти слова оказали большое влияние на моё восприятие жизни.

Тайной для нас так и осталось, почему мама развелась с отцом. Он был моложе на 7 лет и не был на фронте. Очевидно, разница в мироощущении и несостоявшаяся военная любовь… Кто знает?

Каждый живущий на земле оставляет свой отпечаток в общем психическом человечества. И мы, пока живём, помним о тех, кто шёл дорогами войны, и низко склоняемся перед светлой памятью о них.


Этот небольшой рассказ посвящаю нашей маме, в девичестве Прокопьевой Ульяне Сергеевне. А также всем тем, кто, оберегая наше детство, не рассказывал страшной правды о войне, а создавал для нас прекрасное будущее, в котором мы сегодня живём.

Автор Надежда Астахова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:


Одиночество в толпе
Меня никто не понимает
Надоело быть хорошей девочкой! Как научиться быть собой?

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Tags: исторический обзор, российский менталитет, системно-векторный психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments